Глава администрации
Муромского района
Николай Николаевич
Муравьев

 
 

Сентябрь 2018

 

История городского коммунального хозяйства

1 Исторические этапы становления и развития городов и ГХ
 
1.1 Древний период
 
По свидетельству историков, первые города возникли 4000-3000 лет до н.э. в Месопотамии как центры проживающих там общин и племен. Имеются исторические свидетельства о возникновении городов 3000-2000 лет до н.э. в древней Индии, Греции, Египте, Китае, чуть позже - в Финикии.
Древние города занимали значительные территории. Большинство древних городов были окружены стенами. Центральное место в городах древнего мира занимали дворцы и храмы.
По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке. По мере расслоения древнего общества происходила и дифференциация жилищ: наряду с дворцами и роскошными особняками власть имущих имелись невзрачные лачуги, в которых ютилась беднота.
По мере развития городов и выполняемых ими функций появилась потребность в системах городского хозяйства и градостроительной планировке.
Первыми элементами городского хозяйства явились централизованное водоснабжение и канализационные сооружения, крупные бани, замощение площадей и центральных улиц, содержание общественных зданий, санитарная очистка и уборка территорий. Первые водопроводные сооружения возникли еще в городах древнего Египта и Месопотамии и представляли собой глубокие колодцы и открытые каналы для подведения воды жителям. Первые канализационные сооружения также возникли в глубокой древности, но вначале представляли собой открытые канавки, отводившие дождевые воды и хозяйственные отходы. Они отводились на поля, в огороды, сады и реки.
Замощение площадей перед дворцами и храмами существовало еще в древних городах Двуречья, Египта и Греции, но лишь в Риме и других городах римской империи оно приняло столь значительные размеры.
Таким образом, города древности активно развивались и стали основой цивилизаций. По мере их развития, возникли первые элементы городского хозяйства, получившие наиболее полное воплощение в крупнейшем городе Древнего мира - Риме.
 
1.2 Города в средневековье
 
В первые века нашей эры произошло крушение рабовладельческих государств и империй, а вместе с ними были разрушены и многие города, составляющие некогда славу и достижение цивилизации. Нашествие варваров не пощадило даже Рим, который был сильно разрушен и надолго утратил свою ведущую роль в истории. Одновременно с гибелью городов уничтожались системы городского хозяйства. Процесс опустения городов и ликвидации городских систем был повсеместным.
Основой возникающего феодализма стали не города, а деревня. Мелкие крестьянские хозяйства и общины. Поэтому в ранний период феодализма города практически отсутствуют. Но постепенно в обществе возникает потребность в развитии ремесел и торговле, то есть тех функций, которые лучше всего развиваются в условиях города, и вскоре начинается процесс образования городов феодального типа. Города стали возникать вокруг замков феодалов, монастырей, на пересечение торговых путей и пр. Именно так возникли и стали развиваться многие европейские города: Венеция, Пиза, Тулуза, Гамбург и другие.
Средневековые города были немногочисленны по населению и невелики по занимаемой территории. Так, из германских городов, лишь несколько имели более 10 тыс. жителей.
Развитие городов в средневековый период почти не сопровождалось созданием систем городского хозяйств. В результате планировка городов не осуществлялась. Санитарное состояние и благоустройство находились на зачаточном уровне, водопровода в большинстве городов не было, не было и канализации. Освещение улиц отсутствовало, замощение городских дорог и тротуаров практически не проводилось, а условия жизни для населения были явно не благоприятными. Отдельные элементы городского хозяйства в некоторых городах не имели широкого распространения и не решали проблему в целом. Так, лишь в 15 веке в Любеке и Нюрнберге впервые появились мостовые и службы по уборке улиц. Именно тогда в ряде европейских городов возникают цехи ассенизаторов и появляются первые элементы городского хозяйства.
 
1.3 Города в период эпохи Возрождения и промышленного развития
 
Развитие науки и культуры в период эпохи Возрождения, расширения торговли, переход к мануфактурному и промышленному производству в 17-18 в., оживление общественной жизни в Европе дали мощный импульс формированию городов и городских поселений. Изобретение машин и переход к машинному производству резко усвоил процесс роста городов в Англии, Франции, Германии и других стран.
Быстрый рост городского населения и потребность в городских землях для строительства привели к соответствующему росту земельной ренты и арендной платы за жилые и нежилые помещения. В центре крупных городов селились обеспеченные слои населения, а бедняки ютились на окраинах. В связи с ростом численности городского населения в 19 в. обострилась жилищная проблема. Беднота жила в убогих помещениях, а плата за жилье была достаточно высокой.
Большинство жилых домов строилось частными застройщиками, которые возводили их как для собственного проживания, так и для сдачи в наем. Кроме того, собственники фабрик, заводов строили бараки для рабочих, имело место кооперативное и незначительно муниципальное строительство. В целом жилищный вопрос оставался острым во всех промышленно развитых странах, но по мере увеличения объемов строительства, жилищные условия значительной части горожан постепенно улучшались.
Лишь в 17-18 вв. появились первые системы городского хозяйства, которые получили значительное развитие в 19 в.
Первоочередной системой развития городского хозяйства стала водопроводно-канализационная сфера, так как обеспечение населения водой и отвод сточной жидкости является наиболее насущной коммунальной потребностью жителей города.
Следует отметить, что во второй половине 19в. - начале 20 в. водопроводные системы обеспечивались чугунными трубами- водомерами, паровыми насосами, фильтрами для очистки воды, а канализационные системы обеспечивались паровыми турбинами, механическими и биологическими фильтрами, полями орошения, а также специальными методами обеззараживания стоков (хлорирования). Важной системой городского хозяйства является благоустройство территории, включающее дорожное хозяйство, санитарную очистку и уборку улиц, и садово-парковые хозяйства. Системы благоустройства территории городов стали развиваться лишь в 19 веке. Именно в этот период появились каменные мостовые и брусчатка, асфальт и клинкер для замощения улиц, тротуаров и внутри дворовых территорий.
В конце 19 в. в Милане построена мусоросжигательная станция, а в Париже с 1893 г. стали использоваться уличные моечные машины. В некоторых городах начали обращать внимание на развитие садово-паркового хозяйства.
В 19 в. возник и получил развитие городской пассажирский транспорт. Первые омнибусы появились в Париже в 1819 г, а конки стали использоваться в США с 30-х годов. Первые речные пассажирские пароходы начали применяться в США с 1807 г. Паровая окружная дорога в Париже была сооружена в 1862 г., а паровое метро в Лондоне стало функционировать с 1867 г. Первый электрический трамвай вышел на линию в Германии в 1881 г., а в США в 1883 г. Троллейбусное движение возникло в США в 1882 г. Электрическое подземное метро появилось в Лондоне с 1891 г., в Будапеште- с 1896 г., в Париже - с 1898 г. Автобусное движение в крупных городах Европы и Америки началось уже в 20 в.
Важное значение для функционирования городов имеет коммунальная энергетика. Ее возникновение также началось в 19 в. Так, уже в начале века возникло газовое освещение улиц. Затем для этой цели стали использовать спиртовые керосиновые фонари. И только к концу 19 в. начало применяться электроосвещение улиц. Именно тогда стали использоваться теплофикационные установки для централизованного теплоснабжения жилых и общественных зданий, применяться газогенераторы и бытовые электроприборы. Районные электростанции и теплоэлектроцентрали для коммунальных нужд впервые стали применяться в начале 20 в.
 
1.4 Города в постиндустриальный период
 
Развитие городов и городских систем происходило и в постиндустриальный период, который начался в развитых странах во второй половине 20 в и продолжается до сих пор. По прогнозам ООН, к середине 21 века удельный вес городского населения 50% жителей Земли. Вместе с тем, отметим, что процесс урбанизации в постиндустриальный период приобретает новые черты. Наряду с общим ростом городов, появляется тенденция образования и бурного развития городских агломераций. Это обстоятельство связано с увеличением платы за землю и нарастанием социально-экономических и экологических проблем, которые наиболее ярко проявляются в крупных городах. Быстро застраиваются пригороды и близлежащие к городу территории. Место точечных городов возникают урбанизированные регионы или городские агломерации. Появляется понятие - муниципальный город, представляющий собой город в классическом понимании и большой город, включающий городское ядро и пригороды, причем во многих агломерациях доля населения, проживающего в точечном городе, постепенно сокращается, а доля жителей пригородов увеличивается.
С развитием пассажирского личного транспорта расширяются границы расселения жителей по отношению к городскому ядру. Центры городов становятся менее привлекательными для постоянного проживания. Появляются новые престижные районы, которые нередко располагаются в пригородах или на других территориях, отвечающих требованиям безопасности, экологичности и комфортабельности проживания для состоятельных горожан. Одновременно активно развиваются районы для средних слоев населения, которые в развитых странах составляют большинство жителей. Во многих крупных городах имеются также районы для расселения социально неблагополучных категорий граждан, но в условиях относительного достатка городской казны и поддержки государства их жизнедеятельность также обеспечивается на необходимом уровне. И хотя проблемы городов, особенно крупных, существуют везде, но в развивающихся странах оно проявляются более остро, а пути их решения крайне затруднены.
Особенностью данного периода является активное развитие всех систем городского хозяйства, которые входят в число приоритетных сфер развития как основа инфраструктуры города и важнейшая составляющая качества жизни населения.
 
2 Становление и развитие систем ГХ в России
 
Более 1,5 тыс. лет назад территория Восточной Европы была населена славянскими племенами, которые стали создавать свои поселения на берегах рек и пересечении торговых путей. С течением времени эти поселения постепенно разрастались и стали выполнять некоторые городские функции. Но в города они превратились лишь в 19-20 веке, одновременно с возникновением древнерусского государства. Именно так возникли Киев, Смоленск, Новгород, Псков, и некоторые другие города на Руси.
В 19 в. развитие систем городского хозяйства приобретает широкий размах, хотя большинство технических новинок в данной сфере было впервые применено в городах Европы и Америки. Но и в крупнейших городах России оперативно осваивали новшества и внедряли их в жизнь. Так, уже в первой половине 19 в. в Петербурге, в Москве и некоторых других городах стало применяться газовое освещение улиц, появились первые виды общественного транспорта- омнибусы, использовались паровые двигатели в водопроводном хозяйстве, появились первые элементы благоустройства, несколько улучшилось санитарное состояние городов, в результате очистки территорий от грязи и мусора. Но в большинстве малых и средних городов перемены практически не ощущались.
При этом надо иметь в виду, что к началу 20 в. водопроводы имелись лишь в 20% городов. Среднее потребление воды в городах составляло не более 40 л/сут. На одного человека. Качество подаваемой воды во многих случаях было невысоким, т.к. 42% всех водопроводов не имели очистных сооружений. Канализационные системы с очисткой отводящихся токов имелись лишь в 23 городах. В целом в городах России канализационная сеть составляла лишь 18 % от общей длины водопроводной сети. В то же время, большое распространение имела ассенизация, которая существовала в 45% городах страны.
Первые электростанции появились в России в конце 19 в. и вскоре получили широкое распространение для обеспечения электричеством жилых и общественных зданий.
В 1891 г. первая трамвайная сеть стала функционировать в Киеве, затем появились трамваи в других крупных городах, заметно оживив городскую жизнь.
Замощение улиц и проездов в городах постепенно развивалось, но в целом находилось на низком уровне. Основную часть мощения составляли булыжные мостовые.
В развитие инфраструктуры городов вкладывались и бюджетные средства. Основными источниками доходов города на 1870 г являлись:
Сбор с недвижимых имуществ
Сборы с торговой и промышленной деятельности, с трактирного промысла
Доходы от городских (коммунальных) предприятий
Доходы от использования городского имущества
Пособия из государственной казны на покрытие обязательных расходов города.
Структура доходов городов постепенно менялась и, если в конце 19 в ведущее
значение имели доходы от использования городского имущества и сборы с торговли, промыслов, трактиров, то уже в начале 20 в. наибольшую значимость стали приобретать доходы городских предприятий.
Таким образом, уровень развития городского хозяйства к началу 20 в. был недостаточен, но имел устойчивую тенденцию к развитию.
 
3 Развитие систем ГХ в советский и постсоветский период
 
В начале 20-х годов в советском государстве был осуществлен переход к нэпу, суть этой политики заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам. Определенное экономическое оживление и некоторое упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов и для восстановления городских хозяйственных систем. Для решения хозяйственных вопросов в НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления хозяйственных объектов в городах. Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты, была восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами. В 1926-1928 гг. были приняты важные решения по введению обоснованной системы оплаты за жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественные параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Получили развитие децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего строя.
На втором этапе наиболее характерным было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались никакие альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады.
Все материальные и финансовые потоки были сосредоточены на государственном уровне и в руках ведомств. Получили развитие ведомственный жилищный фонд и ведомственные объекты городского хозяйства.
Система управления в городском хозяйстве строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. В данной схеме четко прослеживается строгая подчиненность предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства вышестоящим управленческим звеньям с выделением их ведомственного звена.
Республиканские министерства ЖКХ и соответствующие управления ЖКХ области и города практически не имели права распоряжаться ресурсами. А предприятия и организации данной сферы были полностью лишены самостоятельности в принятии решений и в большинстве своем являлись планово-убыточными. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сущности экономических процессов в данной сфере. Финансирование предприятий городского хозяйства осуществлялось в виде бюджетных дотаций.
В то же время созданная тоталитарная система остро нуждалась в промышленных центрах городского типа и потому уже в 30-е гг. города получают определенное развитие и тенденция урбанизации, ослабевшая в послереволюционный период, опять стала набирать силу.
После принятия в 1957 г. знаменитого постановления ЦК КПСС о переходе к типовому проектированию и строительству в стране начался строительный бум. Возникали новые города, расширялись действующие, активно сооружались объекты городского хозяйства. Именно на этом этапе возникла новая технология индустриального домостроения, предусматривающая производство строительных деталей и конструкций в заводских условиях и достаточно быстрый монтаж зданий на строительной площадке.
Параллельно с ростом городов и городского населения активно развивались системы городского хозяйства, включая содержание и ремонт жилья, водопроводно-канализационное хозяйство, комплекс коммунальной энергетики, благоустройство территории, городской пассажирский транспорт и др. Несмотря на отдельные технические достижения (развитие метрополитена в крупнейших городах страны, мусороперерабатывающее предприятие в Ленинграде, дешевый столичный транспорт в городах и т.д.) общий уровень развития систем городского хозяйства и жилищно-коммунального обслуживания населения оставался весьма низким. Кроме того, в период застоя научно-технический прогресс в городском хозяйстве не только не развивался, но даже деградировал, а сложившийся хозяйственный механизм не стимулировал его развитие. В результате система стала функционировать вхолостую и не обеспечивала реальные потребности жителей. В городах постоянно нарастали многочисленные проблемы и сбои в работе систем городского хозяйства. К числу наиболее актуальных из них является жилищная, транспортная, водообеспечения и водоотведения, техническое и санитарное содержание территории и ряд других. Все эти проблемы существовали длительное время и носили хронический характер, но их решение в рамках советской системы оказалось невозможным.
Принятые в конце 80-х гг. решения в совокупности определили важнейшие направления перестройки в жилищно-коммунальной сфере, но реализация этих документов была затруднена их ориентацией на административную экономику «перестроечного типа», то есть с элементами экономического регулирования, которая вскоре прекратила свое существование.